"Познай себя!" - призыв, завещанный нам древними греками. Хотя такое знание может оказаться не столь полезным и благотворным, как полагали древние греки и верят современные психиатры, нет сомнения, что большинство людей испытывает живой интерес к своей личности, темпераменту, интеллекту, чертам характера, способностям, психологическим комплексам и т. д. Этот сайт предназначен для того, чтобы позволить любому, кто в состоянии следовать инструкциям, получить достаточно точную оценку своего коэффициента умственного развития. Однако, несмотря на возможность оценить состояние интеллекта посетителей сайта, сайт может внести лишь очень незначительный вклад в реализацию лозунга, вынесенного в начало текста.
Прежде чем приступить к прохождению тестов ознакомьтесь с содержанием этого раздела, где кратко объясняется, что такое коэффициент умственного развития (КУР), как он определяется, какие выводы можно сделать по результатам оценки, а также говорится о его ограничениях и критике возможностей метода.
Часто считается, что тесты для оценки интеллекта составляются и разрабатываются в соответствии с основными принципами некой научной теории; с другой стороны, многие думают, что, несмотря на всю свою "наукообразность", тесты для оценки интеллекта приносят очень ало практической пользы. На самом деле все как раз наоборот. Тесты для оценки умственного развития не основаны на твердо установленных научных принципах, и среди специалистов существуют значительные разногласия относительно природы человеческого разума. Дискуссии на эту тему были очень популярны в 1920-е и 1930-е годы, но теперь они почти прекратились, так как спорящие стороны осознали, что дело ограничивается словами, а решения как не было, так и нет. С другой стороны, тесты для измерения интеллекта с самого начала позволили добиться успехов в практическом применении
На самом деле эти два якобы противоречащих друг другу факта - что тесты на умственное развитие не имеют прочной научной основы и что они чрезвычайно успешно применяются на практике, - взаимно дополняют друг друга. Поскольку тесты для измерения интеллекта, впервые изобретенные в начале XX века, оказались очень удачными для решения различных повседневных проблем, многие психологи, интересующиеся этим предметом, постепенно начали превращаться в технологов, стремящихся эксплуатировать и совершенствовать свои инструменты, а не в ученых, старающихся подвести под экспериментальные исследования фундаментальную научную теорию (многое в этом направлении еще предстоит сделать). Общественность, безусловно, всегда интересуется скорейшим внедрением технологических новинок и остается безучастной к теоретическим исследованиям; она тоже несет свою долю ответственности за настоящее положение вещей. Всегда легче получить деньги на проведение технологических исследований с целью усовершенствования уже существующих инструментов или для их применения в новой области, чем на сложную теоретическую работу по созданию научных основ оценки человеческого разума, не приносящую немедленной отдачи.
Первые тесты для определения умственного развития появились менее ста лет назад. Психология является ребенком двух весьма непохожих родителей: философии, наделившей ее своими проблемами, и физиологии, наделившей ее своими методами на ранней стадии развития. Философов всегда интересовали когнитивные способности человеческого разума - то есть способности, связанные с интеллектуальными поисками, мышлением и восприятием внешнего мира. Многим ранним психологам казалось, что такие физиологические понятия, как сравнительная скорость передачи нервных импульсов в центральной нервной системе, могут быть связаны с различием интеллектуальных способностей. Был проведен ряд экспериментальных исследований, включай измерение скорости реакции подколенного сухожилия. Результаты этой работы были в основном отрицательными: либо неврологические различия данного рода не могли служить критерием, ибо используемые методы были недостаточно точными для определения этих различий. То же самое произошло при попытках взвешивания и препарирования мозга очень способных и тупоумных людей: были обнаружены некоторые слабые различия, неопределенные и совершенно недостаточные для формирования серьезного научного подхода.
Наконец французский психолог Бине нашел правильный ответ, который теперь кажется самым очевидным: умственные функции и способности нужно оценивать с помощью тестов для измерения интеллекта, вовлекающих в действие эти самые функции и способности.
При регулярном тестировании можно обнаружить, что с возрастом уровень отставания или опережения умственного возраста от хронологического у детей увеличивается. Ребенок, опережающий среднее умственное развитие на два года в возрасте двух лет, к восьми годам достигнет примерно шестнадцати летнего уровня. Постоянным остается отношение умственного возраста к хронологическому, а не разница между умственным и хронологическим возрастом. Это отношение (обычно умножаемое на 100, чтобы избавиться от десятичных дробей) и называется коэффициентом умственного развития.
Давайте рассмотрим двух детей, умственный возраст которых составляет восемь лет. Первому на самом деле 6 лет, поэтому его КУР равен 133; второму 12 лет, следовательно, его КУР равен 67. Определение КУР быстро приобрело широкую популярность, и, несмотря на многочисленные несовершенства этого метода, он остается одним из наиболее известных и распространенных среди психиатров, учителей, общественных работников и других специалистов, по роду своей деятельности имеющих отношение к психологии.
Что же означает разница КУР и как часто встречаются люди, чей КУР равен 140, или 80? В типичном современном тесте на умственное развитие обнаруживается, что примерно 50% людей имеют КУР между 90 и 110; 25% превышают этот уровень, а остальные 25% находятся ниже этого уровня (100, по определению, является средним коэффициентом умственного развития). Выше среднего уровня 14,5% людей имеют КУР от110 до 120, 7% - от120 до 130, 3% - от 130 до 140 и лишь 0,5% - выше 140. Грубо говоря, средней школе соответствует уровень 115 или около того, уровень студентов университета в среднем составляет 125, а чтобы получить степень бакалавра или другое аналогичное отличие, студент, пожалуй, должен иметь КУР не менее 135 - 140.
На другом конце шкалы мы вроде видим зеркальное отображение: 14,5% людей имеют КУР от 80 до 90, 7% - от 70 до 80, а остальные не дотягивают до уровня 70. На самом деле эта симметричная картина с одинаковыми процентами выше и ниже среднего уровня немного идеализирована: существует ряд метаболических и других расстройств, оказывающих неблагоприятное воздействие на интеллект и увеличивающих количество людей с очень низким КУР. Однако в нашей наглядной схеме мы не уделяем этой маленькой группе никакого внимания.
Мы вправе ожидать, что тесты для измерения умственного развития обнаружат различия в интеллектуальных способностях людей разных профессий, в соответствии с интеллектуальными требованиями, предъявляемыми той или иной профессией. Проводилось много исследований подобного рода; в таблице внизу показаны результаты тестирования КУР по группам людей, принадлежащих к 8 разным слоям общества. Показатели разделены на две колонки, "родители" и "дети". (Это не означает, что дети с указанным КУР имеют родителей с соответствующим КУР - просто дети и родители принадлежат к одной социальной группе).
КУР в группах из 8 разных слоев общества (Цифры взяты из таблицы, опубликованной сэром Сирилом Бартом).
Профессиональная группа
КУР
Родители
Дети
1. Высокопрофессиональные, административные и руководящие работники
153
120
2. Менее профессиональные, технические и исполнительные работники
132
115
3. Высоко квалифицированные, канцелярские работники
117
110
4. Квалифицированные работники
109
105
5. Слабо квалифицированные работники
98
97
6. Неквалифицированные работники
87
92
7. Бродяги, поденные рабочие
82
89
8. Пациенты психиатрических клиник
57
67
Здесь нас в первую очередь интересуют результаты родителей. Можно наблюдать постепенное понижение КУР от высокопрофессиональной группы административных работников и управленцев со средним уровнем 153 до неквалифицированных и поденных работников со средним уровнем 80 - 90. Еще раз подчеркнем, что это усредненные значения. Самый умный дворник, несомненно, покажет более высокий результат, чем самый бестолковый юрист. Взаимосвязь между интеллектом и общественным статусом выражена четко, но далека от совершенства. Если вы попытаетесь предсказывать КУР людей, зная их профессию, то будете угадывать чаще, чем если бы вы называли случайное значение; тем не менее вы все равно будете ошибаться так часто, что игра не стоит свеч.
Теперь обратимся к некоторым трудностям, связанным с понятием "коэффициент умственного развития". Прежде всего, существует проблема постоянства, Мы можем пользоваться КУР двумя разными способами. К примеру, мы можем сказать: вот два ребенка, у одного КУР выше, чем у другого, поэтому он лучше подходит для выполнения такой-то сложной работы. Таким образом мы рассматриваем КУР как меру текущих способностей человека независимо от будущих возможностей человека. Однако мы можем воспользоваться другим подходом и сказать: вот два ребенка, у одного КУР выше, чем у другого, поэтому мы определим его в класс с углубленным изучением разных предметов, а другого переведем в класс общего профиля. Здесь мы пользуемся КУР как практически постоянной характеристикой ребенка, исходя из предположения, что раз уж он умный сейчас, то останется умным и в дальнейшем. Но с течением времени КУР людей может меняться. На рисунке внизу показана зависимость умственных способностей от возраста. КУР растет в период от рождения до 12 лет, достигает максимума около15 лет, затем КУР постоянен, но потом сменяется упадком.
Теперь мы можем обратиться к вопросу о достоверности (валидности) КУР как мерила для оценки интеллекта. Здесь мы с самого начала сталкиваемся с проблемой отсутствия удовлетворительного критерия оценки. Расхождения во взглядах на природу разума среди непрофессионалов еще более велики, чем среди специалистов; можно даже сказать, что если бы такой критерий существовал в действительности, то не было бы никакой нужды в тестах для оценки интеллекта! Однако в самом широком смысле мы должны согласиться, что люди с высокоразвитым интеллектом, при прочих равных условиях, показывают лучшие результаты в решении интеллектуальных задач (задачи, связанные с обучением, с определением взаимосвязи между новыми фактами и принципами, с применением этих фактов и принципов в новых ситуациях, с изобретением или открытием новых связей между известными фактами и т. д.). Во многих школах и высших учебных заведениях учеников и студентов знакомят с областями знания, требующими использования этих способностей, а успешность обучения - по крайней мере, отчасти - определяется с помощью экзаменов. Разумеется, успех на экзаменах определяется многими другими факторами, в дополнение к интеллектуальным способностям, и мы не можем надеяться на идеальную связь между успехами в школе или университете и коэффициентом умственного развития; тем не менее, если бы такой связи вообще не обнаружилось, было бы впору усомниться в достоверности IQ-тестов.
Результаты большого количества тщательно подготовленных исследований приводят к выводу, что тесты на КУР, должным образом составленные, осуществленные и обработанные, обнаруживают значительное соответствие с успехами детей в школе и молодых людей в институте. Пи поступлении в университет студенты, впоследствии получающие степень первого класса, имеют показатель КУР в среднем на 10 выше, чем студенты, получающие степень второго класса и ниже; дипломированные выпускники в среднем на 15 пунктов опережают тех, кому не удается получить диплома. Тесная взаимосвязь между КУР и успешным обучением в университете может показаться с учетом того факта, что общий диапазон способностей для всех студентов имеет четкую нижнюю границу: абитуриент, чей КУР не достигает 115, едва ли может попасть в настоящий университет из-за жесткой процедуры предварительного отбора. Это означает, что различие коэффициентов умственного развития у студентов в университете сравнительно мало, и возможность успешного предсказания невелика. Если при таких обстоятельствах удается получить довольно хорошую корреляцию, это указывает на эффективность КУР как мерила интеллектуальных способностей.